|
ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ
Живописный
метод Александра Дедушева сродни старинному способу добычи
золота.
Как старатель,
терпеливо промывающий тонны песка вручную, художник, в поисках
своего "самородка" бесконечно долго наслаивает краску на холст,
терпеливо выжидая когда засияет загадочной красотой долгожданный
валер и придаст смысл происходящему. Этот валер, мазок или
какое-то особенное свечение красочного слоя является для него
тем главным в картине, к чему привязывается все остальное:
цветовые отношения, состояние, тема. Из этого рождается сюжет.
Такой, крайне интровертный подход в создании произведения
искусства говорит о редком, неординарном способе мышления
художника, ибо в большинстве случаев все происходит ровным
счетом наоборот: вначале живописец получает импульс от
созерцания объекта и лишь затем воплощает увиденное в материале,
трансформируя видимое в соответствии со своим мировосприятием.
Дедушев же опирается преимущественно на внутренний мир.
При этом я бы не стал называть такой
подход исключительно умозрительным, авторитарным. В нем нет
никакого пренебрежения к природе, ибо реальность существует не
только сама по себе, но и так, как она нам является, мы живем и
в географическом пространстве и в пространстве собственных
эмоций, в психологической реальности.
|
Природе верен ты? Как это понимать? |
|
Посмел бы ты природе изменять! |
|
Природа проявляется во всем, |
|
А если ты рисуешь все кругом, |
|
Ты просто не умеешь рисовать! |
| |
|
Ф.
Ницше. «Художнику-реалисту» |
Этот метод
отчасти напоминает мне автоматическое рисование американского
абстракциониста Джексона Поллока. Тот полностью полагался на
интуицию, все его существо было сосредоточено на движении руки с
кистью или с банкой краски, откуда он выплескивал на холст ее
содержимое, создавая миры, рожденные бессознательным, но подчас
более материальные, чем те, что составляют традиционную, видимую
реальность. Таким образом, художник с обостренной интуицией,
обративший свои взоры внутрь, в глубину, воспринимает все, что
происходит на дальних планах сознания, приблизительно с такою же
ясностью, с какой художник - традиционалист воспринимает внешние
объекты.
Однако, в
отличии от абстракционистов, Александр не стремится полностью
абстрагироваться от видимого мира, он все-таки воспроизводит
живую натуру, находя свои особенные знаки, коды для ее
обозначения. В отличии от абстракциониста, предлагающего зрителю
полет свободных ассоциаций, Дедушев предлагает декодировать
символы, найти их тайные значения ("На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ"). В этом смысле, его искусство
приближено к древнеегипетской живописи, к византийской и
древнерусской иконописи, которые насыщены подобными знаками -
проводниками из повседневности в сверхъестественные миры.
Художник
часто рисует предметы, но при внимательном рассмотрении вы не
найдете в них обычных свойств, присущих их назначению, они
реальны по форме и условны по сути, они знаки, говорящие о
чем-то большем. В его кувшин не нальешь воды, на деревьях
вырастают бархатные листья и созревают плоды из чистого золота и
янтаря.
Если бы
возник вопрос об определениях, я бы назвал Александра
феноменалистом, ведь даже его способ написания картины:
бесконечные пассы, наслоения, отходы, углубления в процесс,
фотографирование этапов, движения, присущие, скорее шаману, магу,
алхимику, намекает нам о непознаваемости мира, о невозможности
прийти к какому либо заключению, описать предмет, согласиться с
"очевидным". Соответственно ему чужд импрессионизм с его
подвижностью, большинство форм реализма с застывшим взглядом на
мир. Скорее он близок к поэтическому сюрреализму Шагала, перу
которого принадлежат эти строки: "Я протестую против терминов «фантазия»
и «символизм». Наш внутренний мир реален, быть может, даже более
реален, чем мир, окружающий нас".
Игорь Авраменко.
|